Письменные жанры обиходно-разговорной сферы общения - К их числу следует отнести: записи личного плана типа дневниковых, личные письма учителя, записки личного содержания, поздравительные письма и открытки.
В отличие от официально-деловой переписки, эпистолярные жанры обиходно-разговорной речи реализуют иную целеустановку: на первый план выдвигается задача общения.
В каждом отдельном случае основная целеустановка может иметь более конкретный характер: обеспечить себе поддержку и дружеское участие; общение с целью получить необходимую информацию; общение с целью соразмышления и раздумья над сложными нравственно-этическими проблемами и мн. др.
Жанрам обиходно-разговорной речи присущи:
непринужденность, естественность тона повествования;
свобода выбора средств изложения;
заинтересованный тон изложения, наличие индивидуально-
авторской оценки событий и факторов;
учет «эпистолярных традиций» (Н. Формановская), принятых пишущими.
В отличие от официально-деловых текстов, эпистолярные жанры обиходно-разговорной речи не имеют столь жестко фиксируемой, стандартизованной структуры.
Но в то же время они имеют определенную структуру. Так, дневниковая запись имеет, как правило, заставку с указанием даты записи.
В личном письме в начале идут слова-обращения к адресату, могут указываться место и время написания, а в конце - слова, обороты речи, содержащие этикетные знаки, слова-прощания, пожелания и т. п. В поздравительной открытке - своя композиция, которая включает:
1) обращение к адресату;
2) собственно поздравление;
3) пожелание; подпись.
В зависимости от характера отношений, которые сложились между корреспондентами, в текстах эпистолярного жанра можно встретить разные словесные формы обращения, приветствия, прощания. Сравните, например: Уважаемый Петр Константинович!'и Добрый мой Петр Константинович! Остаюсь Ваш преданный и верный ученик и Будьте здоровы. Вечно признательный Ваш ученик.
Основная часть эпистолярного текста имеет, как правило, свободную смешанную смысловую структуру, объединяющую описание, повествование, рассуждение.
Лит.: Сергеева И.Ф. Письмо ждет ответа: книга размышлений, споров и доказательств. - М., 1985; Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. - М.,1987. -С.80-90; Формановская Н.И. Этикет делового письма. - М, 1988; Человеческий фактор в языке. Коммуникация. Модальность. Дейксис. - М., 1992. - С. 105- 113; Энциклопедия «Русский язык». - М., 1990. - С. 205.
Л. Г. Антонова